Право на выемку документов, допросы и оперативно-розыскную деятельность просит себе УФАС

В ноябре 2019 года Фас направил в ГосДуму пакет правительственных антикартельных законопроектов. Его рассмотрение намечено на весеннюю сессию 2020 года. Цель законодательных поправок – наладить взаимодействие антимонопольного института с МВД и ФСБ, и – главное – расширить инструментарий ФАС при расследовании картельных соглашений и усилить административную и уголовную ответственность участников подобных сговоров. Яркой особенностью предлагаемых законодательных изменений является подчеркнутое стремление подтолкнуть кого-нибудь из злоумышленников добровольно заявить о содеянном и дать показания против соучастников.

 

В новом законопроекте ФАС требует увеличить тюремное наказание за картельный сговор с 3х до 4х лет. В случае же, если деяние повлияло на цены на торгах при госзакупках, предлагается установить наказание в виде 5 лет лишения свободы. Для членов советов директоров и мажоритариев, а также в случае особо крупного ущерба или извлечения дохода в особо крупном размере предполагается максимум 6 лет заключения, а в случае применения насилия или уничтожения имущества — до 7 лет.

Первоначально обсуждавшаяся версия законопроектов была еще более жесткой: максимальное наказание за картельный сговор для членов совета директоров и мажоритарных акционеров составляло 8 лет лишения свободы. Преступление, совершенное организованной группой или с причинением особо крупного ущерба, или с извлечением дохода в особо крупном размере, или с применением насилия (или его угрозой), предлагалось карать 10-тью годами.

Согласно текущей версии ст. 178 УК РФ доходом картелей в крупном размере считается сумма выше 50 млн руб., особо крупным — 250 млн руб., крупным ущербом от сговора — 10 млн руб., а особо крупным ущербом — 30 млн руб. ФАС предлагает увеличить эти пороги ВДВОЕ.

Также поправки предполагают, что антимонопольная служба будет вести реестр участников, ограничивающих конкуренцию соглашений, иметь право осуществлять выемку документов, требовать от правоохранителей информацию, полученную в ходе оперативно-разыскных мероприятий. Антимонопольщики также намерены получить право на раскрытие персональных данных и сведений об абонентах услуг связи.

Директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов уверен, что экономика России страдает от усиления госвмешательства, есть монополизация, оставшаяся с советских времен, но не классические картели. Все, что ФАС выявляет под видом классических картелей, это либо малый бизнес, что просто звучит смешно, либо картелем называется то, что не есть картель, например сезонное повышение цен на яйца и курицу. Ужесточать ответственность за сговор на торгах также не стоит, считает Ульянов, так как «масштаб этих сговоров вызван крайне неудачной системой госзакупок».

В свою очередь Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и «Деловая Россия» направили в Госдуму замечания к пакету правительственных антикартельных законопроектов.

В письмах, подчеркивается, что принятие пакета законопроектов в текущей редакции «может привести к увеличению давления на бизнес, нарушению законных прав и интересов предпринимателей и коррупционным злоупотреблениям». Предусмотренное законопроектами существенное ужесточение уголовной и административной ответственности, упрощение порядка доказывания правонарушений, недостаточная определенность в отношении условий применения ответственности могут быть использованы для необоснованного уголовного преследования предпринимателей и административного наказания компаний, их должностных лиц и собственников.

РСПП предлагает отказаться от создания нового реестра и включать участников ограничивающих конкуренцию соглашений в существующий реестр недобросовестных поставщиков, сократив срок их нахождения в этом списке.

Наделение ФАС правом при проведении проверок требовать передачи персональных данных и сведений об абонентских услугах связи РСПП считает неправомерным. Это может привести «к коллизии с отраслевым законодательством, а также прямым противоречиям с положениями законов «О персональных данных» и «О связи».

Промышленники и предприниматели предлагают исключить из поправок право ФАС производить изъятие документов. Это, по их мнению, необоснованно расширяет полномочия антимонопольного органа и может привести к злоупотреблениям и коррупции, считают в РСПП.

Союз также не поддерживает передачу ФАС результатов оперативно-разыскных мероприятий, так как они могут содержать личную переписку, сообщения и содержание телефонных разговоров. Их передача означает ограничение гарантированного Конституцией права на неприкосновенность частной жизни, утверждают представители бизнес-сообщества.

РСПП уверены, что согласно статистике ФАС – 90% картелей заключается именно на торгах. Значит, большинство уголовных дел будет все равно возбуждаться по соответствующей части статьи 178 УК, предполагающей наказание в виде пяти лет лишения свободы. Поэтому ужесточать наказание по части 1 статьи 178 за картельный сговор с 3х до 4х лет избыточно.

Мы собрали несколько примеров дел ФАС, которые иногда могут вызвать улыбку, а иногда – искреннее возмущение. На самом деле, таких примеров гораздо больше – десятки тысяч, но 5 наших примеров дают достаточное представление о практике антимонопольного правоприменения.

Любой желающий может проверить существо и обстоятельства дела по его номеру, который указан в скобках, в базе судебных решений http://kad.arbitr.ru/. Не все дела доходят до суда, большинство из них оспаривается, но что творится в делах, до суда не дошедших, даже сложно себе представить. Зачастую у МСП и ТСЖ просто нет ресурсов на судебные тяжбы, поэтому далеко не все дела против микробизнеса попадают в суд и предаются огласке.

 

Сахарный картель. ИП Пухов и еще 2 индивидуальных предпринимателя (г. Новочебоксарск) оштрафованы за согласованные действия в форме «единовременного поднятия цен» на рынке сахара (цены различались минимум на 80 коп., при том, что сахар – товар биржевой (Дело № А79-462/2011).

 

 

 

 

Картель поломанной «Газели». Индивидуального предпринимателя Мамоненкову В.В. из г. Элиста обвинили в картельном сговоре за замену одного на другое маршрутное такси в связи с поломкой. Предприниматель осуществляет перевозку по маршруту №5 г. Элиста на «Газели». 21.03.2013 «Газель» ИП Мамоненкова В.В. сломалась, и для обеспечения бесперебойного движения по маршруту Мамоненкова В.В. попросила заменить неисправный автомобиль на а/м в рабочем состоянии другого индивидуального предпринимателя (Дело № А22-2999/2013).

 

Картель четырех таксистов. Индивидуальные предприниматели Саблин А.Д., Гурин А.В., Евтушенко М.Н., Овсянников С.В., Решетникова Л.А. (г. Рубцовск) обвинены в сговоре из-за повышения цен на 20 руб. по перевозке пассажиров и багажа легковом такси. Цены были повышены в преддверии новогодних праздников из-за повышенного спроса на услуги такси (Дело № А63- 6158/2011).

 

Дело батутов. Индивидуальные предприниматели Автономова Е.В. и Кошечкин И.С. оштрафованы за согласованные действия путем установления и поддержания одинаковых цен в 50 руб. за услугу прыжки на детских надувных батутах в г. Горно-Алтайск (Дело № А02-1449/2011). Дело батутов стал символом российской антимонопольной политики. Суд 1 инстанции отменил решение ФАС, в апелляцию ФАС, слава Богу, не пошел. Однако после того, как руководитель ФАС назвал установление цены в 50 руб. одной из форм мошенничества (см. выше), по большинству курьезных дел против МСП сотрудники ФАС судятся до кассации и даже Верховного суда. 

Приводим цитату руководителя ФАС А.Ю. Артемьева: «Это было правильное решение (дело «картеля батутов») нашего территориального подразделения, потому что была пресечена одна из форм мошенничества. Если вы инспектор, вы приходите на главную площадь Горно-Алтайска и видите двух работников этих батутных контор, которые во весь голос договариваются о повышении цен, а в законе это прямо запрещено, что вы будете делать?»

 

Монополист в границах собственной программы. Турфирма ООО «Пегас Барнаул» признана занимающей доминирующее положение на рынке услуг реализации туристического продукта «Пегас туристик» и оштрафована за блокировку доступа к своему продукту фирме ООО «Мега информ» после расторжения договора за неуплату (Дело № А03-13385/2013).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.