Поправки, пандемия, президент и партии: четыре всадника политической реальности от «Минченко консалтинг»

Коммуникационный холдинг «Минченко консалтинг» опубликовал доклад «Политические аспекты голосования по изменению российской Конституции: партийные стратегии и электоральные перспективы», который посвящен обзору политической активности и стратегий российских политических партий в контексте процесса конституционной реформы.

Авторы доклада отмечают, что  новый политический сезон стартовал  15 января 2020 года, когда
президент Владимир Путин, выступая перед Федеральным собранием, неожиданно для политического класса страны выразил желание изменить основной закон страны.

Первоначально акцент в поправках делался на вполне прагматических вещах –
изменении системы управления через перераспределение полномочий между президентом,
правительством, палатами парламента, судебной властью, регионами, муниципалитетами.

«Можно сказать, что президент решил придать более зримую форму давно сложившимся методам авторского политического управления. Большое (или, по терминологии Путина, «расширенное») правительство, о котором мы неоднократно писали в серии докладов о «Политбюро 2.0» , логично вписывается в обновленный текст Конституции. Кардинального отклонения от прежнего курса в 2020 году не происходит. Поправки скорее фиксируют существующее центральное положение президента, который и стоит над ветвями власти, и балансирует элитные группы, и назначает ответственных за ключевые направления на свое усмотрение и в рамках ему понятных критериев эффективности», — говорится в докладе.

Однако стремительное распространение пандемии коронавируса, затронувшее и Россию, в марте и начале апреля отодвинуло вопрос конституционных поправок на второй план. Острота дискуссии естественным образом снизилась. На повестке главным политическим вопросом стали меры противостояния распространению инфекции. Вирус распространялся настолько быстро, что уже 25 марта Владимир Путин был вынужден перенести всероссийское голосование на неопределенный срок.

Тем не менее, для парламентской оппозиции открылось окно возможностей – во-первых, стало понятно, что всероссийское голосование откладывается и появилось время для формирования оппонирующих стратегий. Пауза затянулась: лишь 1 июня было принято решение о проведении голосования за поправки.

«Во-первых, стало понятно, что всероссийское голосование откладывается и появилось время для формирования оппонирующих стратегий… Во-вторых, трудности в противодействии COVID-19 и споры относительно объемов антикризисного пакета помощи привели к ситуативному проседанию рейтингов власти — у парламентских партий и несистемной оппозиции появилось пространство для политического маневрирования и предложения альтернативных антикризисных повесток», — подчеркивается в докладе.

Тем не менее, роль партий, которая первоначально не казалась особенно значимой в вопросе конституционной реформы, возросла- считают эксперты. Риски снижения рейтингов власти на фоне
нарастания социально-экономических проблем формируют перспективное поле для
дальнейшей политической борьбы.

«В контексте приближающихся выборов в Госдуму 2021 года, которые могут стать первым шагом к политической ребалансировке, активность партий по вопросу конституционных изменений может стать предтечей их будущей избирательной кампании».

Партия власти как большая формализованная структура оказалась в затруднительном положении из-за непредсказуемости развития коронавирусного кризиса – считают авторы документа.

“Единая Россия” , по словам экспертов, не пыталась вклиниться в публичную дискуссию о характере поправок, сделав акцент на традиционном информационно-пропагандистском продвижении уже принятых решений. Можно констатировать, что «Единая Россия» решила не вступать в публичную полемику по теме конституционных поправок и устранилась от лобовой дискуссии. В духе времени отдельные активные в соцсетях партийцы провели личную работу по информированию своих аудиторий о личной позиции в рамках голосования.

ЛДПР ограничились тем, что указали на свой набор еще более популистских поправок, которые хотели бы добавить – переименовать должность главы государства в «верховый правитель»; ввести пост вице-президента; проводить выборы в Госдуму только по партспискам; отменить запрет на государственную идеологию и т.д.

Лидер справороссов Сергей Миронов в целом поддержал конституционные поправки, свою позицию он изложил 10 марта на заседании Госдумы. Миронов одобрил поправки, поскольку они включают в себя ряд мер социальной поддержки. При этом глава партии «СР» не согласился с тем, что были отклонены ряд поправок от эсеров, например, о необходимости вернуть прежний пенсионный возраст.

Партия КПРФ выступила  в роли главного оппозиционного фронтмена, публично критикуя поправки в резкой форме.

«КПРФ четко обозначила негативное отношение к пакету поправок еще до идеи «обнуления» – 11 февраля лидер коммунистов Геннадий Зюганов указал на бессмысленность голосования за поправки, без наличия конкретных предложений и учета предложений коммунистов. Недовольство КПРФ вызвала и дата
голосования за поправки (установленная до событий с коронавирусом) – 22 апреля, которая выпадала на 150-ти летний юбилей Владимира Ленина»говорится в тексте доклада.

Среди условно «либеральных» “непарламентских” партийных сил наиболее комплексную контркампанию против поправок в конституцию развернула партия «Яблоко», считают эксперты.

У «Яблока» была перспективная опция возглавить оппозиционный фланг в качестве политической силы, которая призывает голосовать «против». Однако руководство партии выбрало стратегию бойкота, развернув распространение тематических АПМ и создав петицию о переносе голосования на осень. При этом петиция
была создана за неделю до голосования, что представляется крайне спорным решением, учитывая очевидную невозможность свернуть запущенную властью политическую машину. Ряд членов и близких к партии активистов предпочли действовать автономно, предъявляя своей аудитории аргументы в пользу голосования против и демонстрируя бюллетени с отметкой «Нет».

Партия «Патриоты России» поддержала пакет поправок в конституцию – партия опубликовала соответствующее заявление и отметила, что ряд предложений партии было учтено. Также среди малых партий поддержку конституционных поправок выразила партия «Зеленые» и партия «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» (РППСС). По мнению РППСС, новая конституция больше отвечает основам народного социального государства. Партия «Зеленые», в свою очередь, поддержала поправку об ответственном отношении к животным, а также поправку о традиционных семейных ценностях. «Коммунисты России», традиционный спойлер КПРФ, предложила альтернативную политическую программу, с громким названием «10 сталинских ударов по коронавирусу». Партия «Родина» призвала своих сторонников поддержать поправки в открытом письме.

В лагере несистемной оппозиции произошел раскол, как это было в 2018 году на президентских выборах. Алексей Навальный и его сторонники снова призвали к бойкоту голосования. Аргументация зиждется на двух аргументах: 1) низкая явка якобы снизит легитимность поправок; 2) участие в голосовании несет в себе высокие эпидемиологические риски. Попутно с этим Навальный призвал членов УИКов отказываться от прихода на участки для срыва процесса голосования. Однако данное предложение явно нереализуемо, как минимум по причине зависимости большинства членов УИКов от вышестоящей инстанции, считают эксперты. «Многие противники власти расценили такую стратегию как заведомо проигрышную, поскольку она играет на руку власти, демобилизуя протестное голосование. Публично данную позицию комплексно выразил Максим Кац во время онлайн-дебатов с Навальным».

Таким образом, фронт условно «несистемной оппозиции» не сумел воспользоваться шансом ослабления рейтингов власти на фоне коронавирусного кризиса и сопряженного с ним падения доходов отдельных групп населения. Оппозиционным группам не удалось выступить в качестве консолидированной силы,
поскольку возникли существенные тактические разногласия по вопросу голосования
– одна сторона выступает за «бойкот» выборов, в то время как другая считает необходимым голосовать «против». Более того, потенциал эффективности действий оппозиции снижается из-за низкой институционализации (к примеру, ни у Навального, ни у Каца нет зарегистрированных партий), а некоторые зарегистрированные малые партии (например – «Правое дело») фактически решили отказаться от мобилизации ресурсов и полноценной политической контр-кампании.

В завершение авторы доклада сделали выводы о том, кто в итоге оказался главными выгодоприобретателями голосования по поправкам в Конституцию.

По мнению “Минченко консалтинг” это прежде всего»:

— президент России Владимир Путин, «который еще раз продемонстрировал высокий уровень общественной поддержки своего лидерства и властной конфигурации;

— руководство Администрации Президента (А.Вайно, С.Кириенко), «которое в условиях сложной эпидемиологической ситуации, тем не менее, успешно провело кампанию по голосованию и смогло выстроить вокруг президента новую широкую коалицию» (в число участников которой также отнесли «Единую Россию, ЛДПР и в меньшей степени «Справедливую Россию»).

— партия «Яблоко», которую можно отнести к бенефициарам происходящего «за счет наиболее последовательной позиции» и за счет того, что партия «смогла выстроить линию содержательного оппонирования и которой повезло на фоне неудачной стратегии Навального и аморфного поведения других партий либерального политического спектра».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.