
Фискальная политика России никогда не позволит муниципалитетам самостоятельно решать проблемы своего населения
На этот материал нас натолкнула публикация «Банкфакса» о дефиците снегоуборочной техники в Барнауле:
«Технический парк городской дорожной службы МБУ «Автодорстрой» Барнаула включает всего 260 единиц снегоуборочной техники, а по требованиям ГОСТ необходимо 752 единицы…. Дефицит – 478 единиц».
Мы задались очевидным вопросом: почему городской бюджет не может себе позволить решить эту проблему, как и многие другие беды, за которые СМИ и общественность часто критикуют мэрию Барнаула?
Сухие цифры статистики
Бюджет города Барнаула в 2020 году – 12 млрд 282, 8 тыс. рублей, в 2021 году – 13 млрд 436,1 тыс. рублей.
При этом именно население Барнаула является крупнейшим налогоплательщиком в Алтайском крае. По данным 2017 года, более 60% всех налогов заплатили жители краевой столицы.
С тех пор, подобную статистику на официальном сайте Барнаула больше не публиковали. Интересно, почему?!
В том же году СМИ бодро рапортовали, что налогоплательщики Центрального и Железнодорожного районов Барнаула заплатили 16,8% от всей суммы собранных в регионе налогов.
Перенесемся в 2020 год. «Налоговая служба края в 2020 году собрала 149 млрд рублей налогов и страховых взносов, из которых налоги составили около 95 млрд рублей». Не думаем, что вклад Барнаула в эти миллиарды существенно изменился.
Соответственно речь идет о 55-60 млрд в год. Получается, что бюджет нашего города в 5(!) раз меньше суммы налоговых сборов.
Так было не всегда
В молодой Российской Федерации местным органам власти были предоставлены широкие полномочия по установлению и регулированию налогов (1992-1996 гг.).
А затем… начала строиться «вертикаль власти». В 1997-2004 гг. существенно сузились налоговые полномочия местных властей, при этом возросли «возможности» субъектов РФ.
Третий этап, начавшийся в 2005 году, закрепил за муниципалитетами «фискально-малоемкую» комбинацию из налога на имущество физический лиц, налога на землю, 15% от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и некоторых других местных налогов.
В итоге, все муниципалитеты в одночасье стали «нищими», вынужденными стоять с «протянутой рукой» перед региональной и федеральной властью. И с каждым годом «гайки» только закручиваются.
С одного рубля налогов в 2010 году бюджет Барнаула получал 20 копеек. В 2014 году – 12 копеек, в 2017 году – всего 10… Тенденция ясна?!
Доля собственных доходов муниципальных образований в Алтайском крае снизилась с 43% в 2016 году до 34% в 2019-м за счет высоких темпов роста безвозмездных поступлений.
Например, в Барнауле из 13 млрд бюджета (2021 год) более 6,4 млрд – это безвозмездные поступления от краевой власти.
Аналогичная ситуация в Новосибирске, Красноярске, Кемерово, Омске и т.д. Доля безвозмездных поступлений составляет от 45 до 68%.
Короткий налоговый “поводок” – отличный способ управления. При такой фискальной политике ни один мэр, ни один глава администрации муниципального районе не посмеет проявить “самостоятельность” в принятии решений. А ведь основа демократии – местное самоуправление. Самоуправление, которого в России, по факту нет.
Фискальная политика на уровне регионов РФ
Иначе обстоит дело в субъектах РФ.
Из 95 миллиардов собранных в Алтайском крае налогов:
51 млрд рублей – это доходы краевого бюджета,
16 млрд пополнили местные бюджеты,
28 млрд рублей доходы федерального бюджета.
Итоговый бюджет Алтайского региона (с учетом налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений) на 2021 год –123 822 миллиона рублей. Доля «безвозмездных поступлений» из федерального бюджета – 64 472 миллиона рублей (т.е. в два раза выше суммы «отправленных» в федеральный бюджет налогов).
Сумма собранных в регионе налогов и итоговые цифры бюджета вполне сопоставимы. Видимо, для эффективного управления губернаторами в Москве существуют иные рычаги…
Телеграм-канал “Алтайский тандем”